Бурабай истории и легенды края

Бурабай

Синие горы и серебряные озера, заросшие лесом, облюбовали себе различные звери. В древнее время здесь хозяйничал необыкновенный Бура (самец верблюда). Он был громаден и красив. Шерсть на груди его была густой, курчавой и необыкновенного цвета. Она была белой как снег. Люди нарекли его Акбурой. Жил он одиноко и бродил по лесам Кокшетау. На водопой тоже ходил один и только к одному озеру – Серебряному и только по одной и той же тропинке.

Акбура был не простым. Он обладал удивительным чутьем. Он первым чувствовал приближение врага, наступление голода или джута. Тогда он начинал беситься, бить себя хвостом и оглашал окрестность диким ревом.  Не переставая кричать, он пробегал по аулам, наводя на них ужас и предупреждая об опасности. Люди начинали объединяться, готовиться к трудностям. Вот почему Акбуру называли хозяином земли, талисманом народа, а гору, где жил Акбура и серебряное озеро у ее подножия, стали называть Бурабаем.

Прошли годы.  И вот находится один живодер и хулиган, который вместе с  такими же злыми и жестокими людьми как он сам, начинает истреблять вокруг птиц и зверей. Акбура первым почувствовал опасность для всего живого и стал трубить, предупреждая всех в окрестности о приближающейся беде, и тогда обозленная банда решает убить его. Однажды, выйдя из леса к водопою, Акбура встречается лицом к лицу с бандитами. Главарь снимает свой лук, вставляет острую стрелу и натягивает тетиву. Стрела пронзает грудь Акбуры, проходит сквозь тело и застревает во втором горбу. У Акбуры хватает сил броситься на врага. Убийца пускается наутек. Акбура, чувствуя свою кончину, возвращается в родной лес и, роняя кровавую пену изо рта, теряя силы, приходит к своему логову, поворачивает голову на юг и застывает каменной глыбой, высотой 690 метров. А огромная серая стрела, пронзившая его и застрявшая в горбу, видно из каменного горба.

Жекебатыр (Герой одиночка)

В одном из аулов Кокшетау жил батыр. Был он огромен, ростом с гору. И не водился он ни с кем, ходил в одиночку как в мирное время, так и при встрече с неприятелем. Люди прозвали его Жекебатыр.

Враги понимали, что пока жив , им не совладать с казахскими аулами. Но и поразить Жекебатыра не так легко. Поэтому они сооружают огромный лук, тетиву с молодую березку. Чтобы натянуть ее надо было собраться с силами сорока воинам. Вот с таким оружием враги выследили Жекебатыра. Жекебатыр как всегда смело пошел на окруживших его врагов, не зная какое против него сооружено оружие. Огромные стрелы из страшного лука пронзают его тело. Их было слишком много. И хотя, теряя силы, Жекебатыр громил неприятеля, но на место сраженных приходили новые. И все время стреляли враги с огромного лука, терзая тело батыра. Сражение уже длилось не один день и  не одну ночь. Раны кровоточили и обессиливали воина. Жекебатыр понимал, если он пропустит врага мимо себя, то мирным аулам не сдобровать. И собрав последние силы, он вскрикнул: «Не пропущу к аулам, горой встану на вашем пути!» и лег между двух гор, закрыв собой ущелье. Так и окаменел Жекебатыр со шлемом на голове, с насупленными бровями, густыми усами, прямым с горбинкой носом, толстыми губами и бородой по пояс —  прекрасный в своем порыве защитить народ. Высота горы, если считать до острия шлема – 836 метров.

Окжетпес (Не долетит стрела)

До Жекебатыра или позже него, об этом точно сказать никто не может, в одном из мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был крупным ребенком и с каждым днем он рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли долетала только до его груди. Люди стали его называть Окжетпесом, т.е. «Не долетит стрела». Насколько он был высок ростом, настолько же был наделен недюжинной силой. Поскольку не было такой живности, которая могла его выдержать, он приручил слона. Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сторон, с жадностью голодных волков, совершали недруги набеги, опустошая аулы. Но каждый раз на пути врага оказывался Окжетпес. И каждый раз враг терпел сокрушительные поражения, а оставшиеся в живых уходили ни  с чем. Однажды все враги казахов объединились и решили во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было несметное число. Окжетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пустились наутек. Говорят, батыры бывают простодушными и доверчивыми. Окжетпес решил, что враг больше не посмеет вернуться и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться. Он искупался в водах Кумисколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и залег в тени деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпеса, выследил его и напал на беспечного батыра тысячами воинов. Оставшийся без оружия батыр стал вырывать деревья вокруг и крушить ими врага. (Во время битвы Окжетпес вырвал деревья у соседнего аула и там образовалась поляна. И позже через много лет, на этой поляне будет отдыхать Абылай – хан и люди назовут лужайку «Поляну Абылай — хана». Но это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными – безоружный батыр и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие  в него копья и бьющие его секирами. Окжетпес сильно устал. Он понимал , что ему стоит ему упасть, как на него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен – это позор! Тогда, собрав последние силы, он громогласно крикнул: — О, Всевышний! Не дай умереть позорной смертью пленника! Преврати меня в камень!! Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в глыбу. Так и застыл он в камне со своим поднятым слоном. И так объясняют наши предки происхождение вершины Окжетпес.

Жумбактас (Загадочный камень)

В старое, старое время жил один очень богатый и сильный бай. У него было много сыновей и только одна единственная дочь. И была она красивой и статной. К тому же умная и мастерица на все руки. Родители в ней души нечаяли. Отец мечтал выдать её замуж только за хана или бия(судью). Однажды в этот аул приезжает великолепный жигит: и лицом красивый и певец благозвучный и мастер игры на домбыре – настоящий султан среди жигитов. И старые и молодые, захлебываясь, рассказывали об искусстве гостя. Жигит и дочь бая встретились и с первого взгляда влюбились друг в друга. Но разве бай согласится  их брак? Зная это, молодые решают уехать из аула подальше, где их не найдут лазутчики бая. Они оседлали двух аргымаков и под покровом темноты сбежали из аула. Прошло много дней и ночей пока они успокоились и решили, что им больше ничего не грозит. Это были окрестности Бурабая. На берегу Кумисколя, среди благоухающей зелени, они поставили свой шалаш. Жигит построил лодку и молодые на ней скользили по водной глади. Затем они присмотрели красивый залив в северной части озера и стали все чаще отдыхать здесь под сенью молодых берез и елей. Потому ли, что залив всегда находится в тени Бурабая, или здесь вода особенная, но она такая прозрачная, что видно дно и голубое – голубое  весеннее небо. Поэтому наши предки называли этот залив Когильдир колтык (Голубой залив) . Влюбленные молодые катались здесь, любуясь прозрачной водой, стаями рыб, грациозностью и верностью лебедей. Как пара неразлучных лебедей, они проводили счастливые дни медового месяца. А в это время ее браться искали свою сестру, не зная отдыха. Отец, взбешенный, что дочь сбежала с однолошадным бедняком без роди племени, не мог успокоиться и требовал найти беглецов. Условия его были суровыми: убить похитителя и вернуть дочь. Прошло немало дней и ищейки бая напали на след беглецов и чуть не схватили их. Молодые первыми увидели ищеек и, захватив кое-что, бросились к лодке. Погоня, упустив их, осталась ни с чем, но уходить не собиралась. Указ бая был суровым и они начали следить за своими жертвами. Зная, что лодка с молодыми часто заходит в залив, они засели в сени деревьев и стали ждать. Молодые влюбленные не подозревали о коварстве врага. Однажды они подплыли слишком близко к берегу и братья не упустили свой шанс. Серая стрела, пущенная меткой рукой, вонзилась прямо в сердце влюбленного. Жигит упал в воду, обагрив ее своей кровью. Девушка потеряв любимого, обращается к заходящему солнцу и просит у Аллаха превратить ее вместе с лодкой, построенной руками жениха, в камень. Всевышний, видя ее искренне безмерное горе, выполняет ее просьбу. Позже наши предки назвали эту скалу Жумбактас. И действительно, скала загадочная. Если посмотреть на скалу с одной стороны, он напоминает лодку, если посмотреть с другой – это настоящая девушка с развевающимися на ветру волосами. А если проехать еще немного и посмотреть на скалу в другом ракурсе, то увидишь старую согбенную старуху.

Пещера Кенесары

К западу от Кумисколя есть небольшое, с шалаш, скальное нагромождение из желтого гранита. Она привлекает взор издалека. Посередине его темнеет пятно. Если приблизиться и посмотреть внимательнее, то можно увидеть вход в пещеру. Это пещера Кенесары.

По каменным ступенькам легко дойти до входа в пещеру. Над входом есть даже козырек. Площадь пещеры никак не меньше, чем у восьмикрылой  юрты. Сверху, как в юрте, шанырак(свод).  Все дело рук человеческих… Если посмотреть вверх, то небо кажется еще выше. С пещеры открывается удивительная красота на окружающий мир. Особенно перед восходом или закатом солнца. Легко представить разостланный цветной ковер, а на нем полулежащего Кенесары, облокотившегося на подушку. Вокруг него воины, певцы, оглашающие окрестность звонкими голосами, мелодии кюев, рассказы бывалых аксакалов. Наши отцы говорили, что перед пещерой в довоенное время была каменная табличка «Пещера национального героя казахского народа – хана Кенесары». После камень с высеченными словами куда-то исчез. Наверное это произошло в то время, когда официальная политическая пропаганда стала чернить историческую роль и значение национально – освободительной борьбы Кенесары  Касымова. Обидно!

Сегодня пещера, названная именем Кенесары – одна из священных и почитаемых народом мест. Здесь всегда много народа. Верующие мусульмане совершают на этом месте молитвы, посвященные духу Кенесары.

 

История Республиканского центра реабилитации «Бурабай»

«Боровое-островок природы, где туристы тянутся к                                                                                                                                                                                  горам. Боровое как глоток свободы для потухших                                                                                                                                                                                  серых горожан. Здесь озера-зеркало ущелий, здесь                                                                                                                                                                                леса бескрайние щедры. Здесь приют для сердца с                                                                                                                                                                                колыбелью отворяют с нежностью дары.»

Лучшим методом лечения и предупреждения многих хронических заболеваний является пребывание на курорте. Одним из самых известных курортов Республики Казахстан назван курорт Боровое.

Республиканский центр реабилитации «Бурабай» расположен в самом центре Борового, среди многочисленных озер, на возвышенности, покрытой сосновым лесом. Славу Боровской курортной зоне создает чистый, насыщенный смоло- и эфиросодержащими маслами воздух, благоприятно действующий на организм человека в целом.

История здравницы начинается в начале 19 столетия, когда омские дворяне во главе с генерал-губернатором  города Омска построили дачи для отдыха, которые впоследствии были отданы для лечения больных туберкулезом. Санаторий «Боровое» был организован в 1910 году, когда доктором Емельяновым было начато лечение больных туберкулезом в пансионате на 30 коек. Отдыхающим рекомендовали дышать сосновым  воздухом и пить кумыс, который доставляли сюда из ближайших степных аулов.

Но развитие его как курорта началось в 1920 году. Калинин М.И. подписал постановление «О национализации частных дач и санаториев». Боровому присудили статус курорта общегосударственного значения. В 1923 году Наркомздрав , учитывая природные богатства Борового и его грандиозное будущее, принял курорт под свое непосредственное ведение. До 1934 года в санатории насчитывалось 500 коек, затем количество было увеличено до 750 коек, из которых 250 функционировали круглогодично.

В годы Великой Отечественной войны в Боровое были отправлены «сливки» советской науки, виднейшие ученые и деятели Академии наук СССР  во главе с Вернадским Владимиром Ивановичем. Это были ученые с мировым именем: Гамалея Н.Ф., Зелинский Н.Д., Шмальгаузен И.И., Берг Л.С., Певзнер М.И., жена Максима Горького Мария Федорова  и многие другие. Сначала академиков планировали эвакуировать в Томск, однако в итоге это решение было изменено в пользу Борового. Первые академики и доктора наук вместе со своими семьями прибыли летом 1941 года. В общей сложности здесь побывали 160 академиков. Здесь они продолжали трудиться над разработкой тех проблем, которые были для них приоритетными. Вернадский В.И. готовил в Боровом фундаментальный труд по истории земли, изучал вопросы минералогии, Гамалея Н.Ф. работал над темами, имеющими огромное значение для практической медицины: «Лечение малярии», «Грипп», Ляпунов Б.М. закончил книгу о древних связях западных и славянских языков.

Многие ученые были очарованы богатством и красотой нашего края и сразу после прибытия приступили к исследованию природы Борового. Гамалея Н.Ф. изучив природные условия курорта, подготовил работу «Лечебные факторы Борового», кроме того активно занимался лечением раненых и больных,  Берг Л.С. занимался возможностями акклиматизации сазана в водоемах района, подготовил работу по теме «Климат Борового», Зернов С.А. совместно с академиком Шмальгаузеном В.И. занимался изучением планктона озер Борового, Рихтер А.А. вел работы по теме: «Лекарственные растения в условиях Борового», Сукачев В.И. провел исследование местных лесов, а профессор Иванов Л.А. -водного режима сосны и березы, распространенных в этом крае. Из Севастополя в район Борового был эвакуирован Центральный научно-исследовательский институт имени И.М. Сеченова, работники которого проводили изучение климатических и бальнеологических факторов курорта, обеспечивали квалифицированными консультациями все госпитали и лечебные заведения Акмолинской области. Как это ни было трудно в условиях военного времени, ученые могли в Боровом следить за последними событиями, научными достижениями в стране и за рубежом. В Боровое специальным вагономиз Москвы доставляли ценную литературу и научную периодику, необходимую для работы ученым.Так была собрана огромная библиотека, фонд которой составлял 70.000 книг. Уезжая из Борового многие академики подарили библиотеке курорта Боровое книги со своими дарственными надписями, некоторые книги хранятся в фонде библиотеки центра реабилитации «Бурабай», являясь гордостью и бесценной реликвией нашей организации.

Не все из академиков и членов их семей вернулись в Москву. Многие из них были в преклонном возрасте и скончались на казахстанской земле: академики Щербатский Ф. И., Ильинский М.А., Ляпунов Б.М., жена Вернадского В.И.. Сам Владимир Иванович прожил в Боровом  до 1943 года.

За 100 лет в санатории «Боровое» проработало огромное количество сотрудников, многие из них находятся на заслуженном отдыхе. Своим трудом они прославили санаторий в период ВОВ, в послевоенное время. В 2008 году санаторий «Боровое» был переименован в реабилитационный центр «Карагай», затем в 2016 году в центр реабилитации «Бурабай».

В настоящее время центр реабилитации «Бурабай» в условиях независимого Казахстана стоит на страже здоровья людей, продолжая и приумножая славные традиции своего учреждения, выполняя благородную задачу приумножать основной капитал страны-здоровье народа!

 

История (Бурабай, Боровое, Borovoe) жемчужины Казахстана !

В двадцатые годы XIX столетия, когда губернатор края М. М. Сперанский готовил проект «устава сибирских киргизов», в некоторых его параграфах он отразил мысль о внедрении хлебопашества среди кочевников. Этим документом вменялось в обязанность всем русским чиновникам и линейным казакам насаждать в степи земледелие, садоводство, убеждать казахов в преимуществах оседлости, помогать осваивать неведомое им хлебопашество. Но в то время хлебопашество в степи должного развития снова не получило. Наместник Степного края Казнаков в 1875 году поднял перед царем Александром III вопрос об отмене запрета на заселение казахских степей крестьянами центральных губерний России. Четырнадцать лет понадобилось императору для того, чтобы обнародовать «высочайшие уведомления» о том, что акмолинские степи объявляются открытыми для вольного крестьянского поселения. Шел 1889 год. Подходил к концу XIX век, за который Россия насчитала сорок голодных лет. Неурожаи одновременно постигали до 60 губерний. Изголодавшиеся люди снимались с насиженных мест и отправлялись в далекие неведомые края. На привольные земли хлынула волна переселенцев из разных губерний России. Хотя переселение на восток и одобрялось правительством, но местные власти не были готовы к приему и размещению такого количества людей. Переселенцам ничего не оставалось, как оседать на местах, которые отводились под заселение где-нибудь на берегу озера, речки или у леса. Они объединялись, образовывали хутора и начинали обустраиваться. Имена поселениям давались самые разные. Чаще именовали их так, чтобы напоминали о краях, откуда прибыла основная масса переселенцев. Так появились Полтавки, Киевки, Саратовки…Другие новоселы называли свои селения местами их размещения — Заречное, Подлесное, Березовка, Красный бор,Боровское,Боровое
Вслед за русскими в Бурабай проник и иностранный капитал. На берегу озера Айнаколь (Большое Чебачье) возник крупный мясоконсервный завод английского концессионера Бергля. Строения завода были сложены из камня на известковом растворе, так что разобрать его было практически невозможно. Каменный остов здания простоял до конца 60-х годов прошлого столетия и затем был взорван, а камни были использованы для строительства.
Казаки с охотой заселяли благодатные боровcкие места: в 1849 году основали станицу Котуркульскую, на следующий год — небольшой выселок — Щучье ( ныне город Щучинск). Еще через два десятка лет в 1870 году предприимчивый казак Зубов присмотрел для дела бурную протоку между озерами Боровое и Большое Чебачье и поставил на ней первую в урочище водяную мельницу. За мельником потянулись на речку Громотуху и другие новоселы, срубили себе избы из вековых сосен. Так возникла станица Боровская.

А между тем молва о живописнейшем крае, дарующем здоровье, росла. И стали приезжать сюда жители Омска и Петропавловска, а кто и из живущих подальше — подлечиться чудодейственным кумысом и целебным воздухом, подивиться на свежие красоты Борового, походить по нехоженым заповедным тропкам, порыбачить в чистых голубых озерах, богатых рыбой.

Кусочек жизни столетней давности сохранили нам записки русского географа и путешественника Ивана Яковлевича Словцова, совершившего поездку в Кокчетавский уезд Акмолинской области в 1878 году. Читая его небольшую книгу, можно составить себе представление о том, каким было заповедное место в прошлом веке.

Каким увидел Боровое Словцов? Незамысловатый слог ученого повествования доносит радостное чувство первооткрывателя неповторимого по красоте уголка земли: » Едва ли по всей киргизской степи найдется такая живописная и богатая разнородными дарами местность, какую представляют… окрестности кокчетавских гор и в особенности последних с восточной стороны. На небольшом сравнительно клочке земли, верст в 20 в диаметре, горные утесы, напоминающие Кавказ и Алтай, поросшие хвоями вошли в чудное сочетание со стихией вод, которая представляет здесь множество крупных и мелких озер, с водой прозрачной как кристалл, и окруженных баррикадами скал самых фантастических очертаний :ввиде грибов, церквей, столбов, разрушенных крыш и пр. Поразительно чудную картину представляет это сочетание суши и воды во время восхода солнца, когда неподражаемые переливы света отражаются от поверхности голубых вод».

Не мудрено, что изучая природу Борового, путешественник все более поддавался очарованию дикой прелести лесного и озерного края. Он обошел пустынные берега озер Боровое, Чебачье, Щучье, поросшие непроходимым лесом, взбирался на скалистые вершины, где словно по воле волшебника растут сосны, исследовал богатейшую лесную и луговую растительность, любовался зелено-голубыми пейзажем…

    По древней земле Сарыарки.

К этому времени Боровое было основательно обжито: в округе появились станицы Щучинская, Александровская, Котуркульская, села Еленовка, Дорофеевка. По свидетельству такого солидного издания начала века «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», в станице Щучинской было примерно 400 казачьих жителей. Станица считалась зажиточной: в ней четыре лавки «с большим выбором товаров», церковь, мужская и женская школы, почто-телеграфное отделение, частный и казенный склады земледельческих орудий, небольшие маслодельни, станичное управление и, что немаловажно и весьма существенно для этого края, лесничество. «Сюда приезжает летом много дачников на кумыс», -замечено походя в книге. Они стремились в эти края, привлеченные замечательно здоровым климатом и кумысом высокого качества издалека, скажем, из Тобольска, Томска, Акмолинска и Семипалатинска. Но, увы немногих желающих отдохнуть в Боровом могли принять тесноватые избы станичников. «К сожалению, здесь не имеется для приезжающих лечиться удобных помещений, нет постоянного врача, наконец, нельзя даже надеяться на дешевизну пищевых продуктов: продажа их находится в руках нескольких семей, и цены стоят всегда выше, чем даже в больших городах края», — сетует автор статьи в «Полном географическом описании» (заметим, книга, содержащая эту статью, появилась в свет в 1903 году). Да разве могли приютить всех желающих отдохнуть и восстановить здоровье в Боровом два деревянных барака, выстроенные под летние дачи еще в 80-е годы того века отставным генералом Пахомовым?

Отставной генерал верно предугадал курортное будущее Борового. С начала нынешнего века дальновидный сибирский чиновник -управляющий земледелием и государственными имуществами Акмолинской и Семипалатинской губерний В. В. Барышевцев -занялся благоустройством дикого уголка, которому сам бог велел служить людям оздоровительным центром. По его предложению были построены дороги вдоль берега озера Боровое и по восточному склону Синюхи, сооружен добротный мост через речку Громотуху.
Кстати говоря, при строительстве этого моста и дороги использовались пленные австровенгры, которые попали к нам во время первой мировой войны, один из которых остался в поселке и еще на моей памяти умер где-то в конце 50-х годов прошлого века.
С начала 70-х годов (первое упоминание по Завали-шину, относится к 1867 г.) в Боровской район стали приезжать летом больные из соседних губерний для лечения кумысом. Время с 1894 по 1919 год можно назвать дачным периодом Борового. Оно характеризуется тем, что в 1894году было организовано управление государственных имуществ Степных областей, которое и стало заниматься благоустройством Борового.

С организацией в 1898 году Боровского лесничества из Омска в Боровое была переведена лесная школа(теперь агропромышленный колледж). Учителя и ученики этой школы сыграли большую роль как в, благоустройстве, так и в изучении его природных богатств.
По воспоминаниям старожилов Маслова Ф. Т., проработавшего лесником с 1909 по 1945 годы, Тогыбаева Казгожи — лесника, проработавшего с 1921 по 1965 годы, территория Боровского лесного заповедника до 1919 года была заселена местным населением — казахами. В центральной части курортной зоны был аул Кырпык, в районе п. Воробьевка размещался род Кадыр, в районе кордона «мирная долина» проживал бай Оразалы. Было несколько поселений на других участках курортной зоны. Ауыл Каракистау, находящийся на берегу озера Большое Чебачье с северной стороны г. Кокше, просуществовал до 1930 года и насчитывал до 40 дворов. В 1911 году по команде уездных и волостных властей все местные казахи по ходатайству лесного ведомства были выселены с лесной зоны в степные, прилегающие к лесу места район Жанаталапа, Маденията и др.

Первый санаторий с кумысолечебницей был открыт в Боровом в 1910 году доктором медицины Емельяновым. Только в 1913 году здесь поправляли свое здоровье 2 тысячи человек. Вскоре начали открываться ведомственные санатории некоторых омских учреждений.
В 1916 году в Казахстане вспыхнуло восстание под руководством Амангельды Иманова. В одном строю казахи и русские боролись против царских угнетателей и байского произвола.

В годы гражданской войны в крае шла жестокая и кровавая борьба. В конце 1917 года в станице Щучинская была установлена Советская власть, но уже в начале июля 1918 года в нее вступили колчаковские войска во главе с атаманом Анненковым. На Боровском консервном заводе создается группа революционных рабочих. В Боровом скрываются из занятой колчаковцами станицы Котыркольской революционно настроенные солдаты-фронтовики Ф. Я. Полиенко и П. Е. Соколовский. Организуется партизанский отряд, в него вошли рабочие консервного завода Шиндин, Сечкин, Евтушенко, избранные сразу после Октября в совдеп поселка. В 1919 году станицу Щучинскую занял атаман Дутов. Много большевиков и им сочувствующих было зарублено в урочище Гнилая балка. Вскоре Боровские партизаны освободили от белогвардейцев Боровое, а 21 ноября 1919 года Красная Армия освободила станицу Щучинскую. В апреле в волость прибыли продотряды из Иваново -Вознесенска, из Петрограда и Москвы; изымается хлеб не только у кулаков и зажиточных казаков, но и у середняков и даже бедняков. Это вызвало недовольство крестьян и казачества. В начале 1921 года, используя затруднения с хлебом, недовольство населения продразверсткой был поднят контрреволюционный мятеж, который в марте с помощью отряда ЧОН был подавлен. После введения НЭП, принятой X съездом партии, начинает оживать мелкая частная торговля, растет социалистический сектор, развивается новая культура.

По древней земле Сарыарки (окончание).

История Боровского края повторила все трудные и трагические этапы истории Казахстана: создание Боровской коммуны в 1922 году и ее распад, страшные годы сталинской и голощекинской коллективизации, репрессии и гибель честных сынов и дочерей нации, пытавшихся защитить свой край от коммунистического режима, сохранить свою национальную, самобытную культуру. Щедро была полита кровью наших предков земля Сары-Арки.

В 1920 году началось строительство железной дороги Петропавловск — Кокчетав, а в 1925 году она уже доводится до станции Курорт-Боровое. В этом же году Боровое было национализировано и признано курортом общегосударственного значения. В 1926 году началась народная стройка грунтовой дороги Щучинск -Боровое. Строили ее все жители окрестных поселков по графику. Без всякой техники, кирками и ломами, на телегах и тачках оттаскивали землю, каменные глыбы, засыпали болота, вырубали просеку — понимали: без дороги развитие Боровской зоны невозможно. Построили (конечно, пока без твердого покрытия) в короткий срок — за полтора года. И первые боровчане на телегах, верхом поехали в Щучье глядеть на «железного коня» — паровоз с вагонами — это «диво» им не приходилось видеть.
С приходом железной дороги начинается быстрое развитие курорта. С 1927 года открывается санаторий «Бармашино» (в настоящее время -пансионат «Светлый») на берегу озера Щучье. С 1928 года на берегу речки Сары-Булак начинает работать дом отдыха «Воробьевка». В 1934 году открывается детский санаторий на юго-восточном берегу озера Боровое.

Когда началась Великая Отечественная война, летом и осенью 1941 года научно-исследовательские институты из западных и центральных городов России были эвакуированы и в Боровое. Вскоре сюда прибыло более тридцати академиков и докторов наук вместе с семьями. Это были: Н.Ф. Гамалея, А.Н.Крылова, Г.М.Кржижановский, В.И.Вернадский, А.Е.Фаворский, Н.Д.Зелинский, С.АЗарнов, Л.С.Берг, С.Н.Берщтейн, Л.И.Мандельштам и многие другие, а также жена М.Горького М.Ф.Андреева.

Самой крупной фигурой из числа прибывших был естествоиспытатель и мыслитель — Владимир Иванович Вернадский. Поселившись вместе с другими учеными в санатории «Боровое», Вернадский сумел завершить здесь свой капитальный труд, который не удавалось сдать в печать в более молодые годы, — начатую еще в 1937 году книгу «Химическое строение биосферы Земли и ее окружение».

Вернадский в Боровом работал не только над книгой. Он в записке президенту Академии наук Комарову писал: «В буре и грозе родится ноосфера и неоновая эра в жизни человечества, когда главной силой становится разум человека, направленный на всеобщее благо».Вернадский Владимир Иванович

  • Влади́мир Ива́нович Верна́дский  (28 февраля ( 12 марта1863Санкт-Петербург  —  6 января   1945Москва ) — русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель  XX века . Академик  Императорской Санкт-Петербургской академии наук , один из основателей и первый президент  Украинской академии наук . Создатель многих  научных школ . Один из представителей русского  космизма ; создатель науки  биогеохимии .
  • В круг его интересов входили  геология  и  кристаллографияминералогия и  геохимия , организаторская деятельность в науке и общественная деятельность,  радиогеология  и  биологиябиогеохимия  и  философия . Лауреат   Сталинской премии  I степени. В военный период группа ученых а так же Вернадский были отправленны в тыл, а именно в боровое.

Берг Лев Семенович

  • Лев Семёнович (Симонович) [1]  Берг  (2  (14) марта   1876 [2]   —  24 декабря   1950 ) — русский и советский  зоолог  и  географ .
  • Член-корреспондент ( 1928 ) и действительный член ( 1946АН СССР , президент  Географического общества СССР  ( 19401950 ), лауреат Сталинской премии  ( 1951  — посмертно). Автор основополагающих работ по  ихтиологиигеографиитеории эволюции .

 

Вологодин Валентин Петрович

  • Вологдин Валентин Петрович  ( 18811953 ) — советский учёный в области высокочастотной техники, член-корреспондент  АН СССР , лауреат двух  Сталинских премий  второй степени ( 19431952 ).
  • Брат  Вологдина Сергея Петровича .
  • Один из основателей  Нижегородской радиолаборатории .
  • Предложил заменить на радиостанциях систему батарея-искровой генератор на  динамомашину  повышенной частоты, что приводило к уменьшению габаритов, упрощению эксплуатации, повышению мощности, надёжности и помехоустойчивости радиостанций (в том числе корабельных). В то время ( 1908 год ) это было очень удачным решением, так как электронные лампы только появились и были ещё недоработаны.
  • Разработал первые в мире высоковольтные  ртутные выпрямители .
  • Разработал методы плавки, пайки и поверхностной закалки с помощью токов высокой частоты .
  • Активный деятель освобождения отечественной радиотехники от иностранной зависимости.

Гамалея Николай Федорович

  • Никола́й Фёдорович Гамалея  ( 5 (17) февраля   1859Одесса  —  29 марта   1949Москва ) — русский и советский врач,  микробиолог  и эпидемиолог , почётный член  АН СССР  (с  1940 ), академик  АМН СССР ( 1945 ). Лауреат  Сталинской премии  ( 1943 ).

Экскурс в историю

  • Щучинск — исторически значимое место для казахстанцев. Всего в нескольких километрах отсюда находилось стойбище одного из самых известных и влиятельных ханов Среднего жуза Абулмансура, более известного под именем Абылай хан. Здесь родились и выросли его потомки: Касымхан, Кенесары и Наурызбай. В этих краях прошли годы жизни и творчества казахских акынов Биржан-сала, Акан-сери, Балуан Шолака, Укили Ыбрая.
  • История становления Щучинска как города начинается в XIX веке.
  • Сибирские казаки, отправившиеся расширять и укреплять рубежи Российской империи по именному указу Петра I, достигли южных пределов. Среди бескрайних казахских степей их внимание привлёк необычный край, богатый различными природными ресурсами.
  • Основав станицу Котыркольскую, невдалеке стали строить станицу Щучинскую, которая должна была стать одним из форпостов Области сибирских киргизов с административным центром в Омске.
  • В 1850 году в Щучинске были построены первые дома. Атаманской улицей стала та, где жил атаман; та, на которой стояла церковь — Церковной; ведущая к базару — Базарной (в годы революции надолго была переименована в улицу Ленина).
  • В 1925 году в Щучинск протянули железнодорожную ветку из Кокчетава.

 

Легенды и сказания

  • Когда-то, давным-давно, казахи и калмыки очень часто враждовали между собой. Однажды храбрые батыры Абылай-хана совершили смелый набег на зимовки калмыков, захватили огромную добычу: быстроногих калмыцких лошадей, золото, серебро, оружие, и остановились они на отдых в одном из красивейших мест называемой Бурабай, чтобы разделить добычу. Была и молодая девушка калмычка невиданной красоты. Всю добычу разделили между собой батыры Абылай – хана, но вот только никак не могли решить, кому же из батыров достанется девушка. Махмуджан-батыр (сказал): «Девушка должна достаться мне, потому что я самый храбрый!»
  • Заурбек-батыр (сказал): «Пусть ты самый храбрый, Махмуджан-батыр, но я самый сильный, и девушка должна по праву принадлежать мне!» Мейрамбек-батыр (сказал): «Не спорьте, вы двое! Я самый старший, а значит я самый храбрый, самый сильный, самый ловкий батыр! Поэтому девушку я заберу себе!»
  • Долго спорили храбрые воины Абылай-хана, но никак не могли они решить, кому же достанется пленница. Каждый из них был храбрым, ловким, смелым батыром, и каждый мог претендовать на девушку. Всё жарче и жарче разгорался спор между воинами, и, чтобы не получилось между ними вражды, в спор решил вмешаться мудрый Абылай-хан.
  • Абылай-хан (сказал): «Перестаньте спорить! Пусть эта прекрасная калмычка сама выберет, кого–нибудь из вас.»
  • Красивые и смелые были батыры Абылай-хана, и, может быть, красавица калмычка смирилась бы со своей судьбой, и отдала бы своё сердце одному из смельчаков, но любила она другого. И не хотела она жить как птица в клетке.
  • Девушка (сказала): «Каждый из вас смел, храбр и силён и достоин хорошей награды, разреши мне, мудрый Абылай-хан, устроить состязание между батырами. Залезу я на высокую скалу и возьму в руки платок, и чья стрела его пронзит, буду я тому принадлежать навеки.» Согласились батыры на это состязание. Каждый из них был метким стрелком, и никогда стрелы их не летели мимо. Первым решил попробовать Махмуджан-батыр. Взял он крепкий лук, натянул тугую тетиву, но стрела не долетела до вершины скалы, Мейрамбек-батыр попробовал попытать счастья, и его стрела, не долетев до вершины, застряла в камнях. Не вышло пронзить острой стрелой платок и Заурбек-батыру. Все стрелы расстреляли из своих колчанов батыры, но ни одна стрела так и не долетела до вершины. И тогда, решили батыры, кто вперёд доберется до девушки, тому и достанется эта прекрасная добыча. Но девушка бросилась со скалы и упала в озеро. В озере появилась скала-загадка Жумбактас, очертаниями похожая на ту прекрасную девушку-калмычку, А высокую скалу стали называть Окжетпес, что означает «не долетит стрела».
  • Как далеки от вас ваши мечты и надежды, или они уже осуществились???
  • По другой версии Девушка-Жумбактас бросилась со скалы Окжетпес(еще её Слон называют), не пережив гибель возлюбленного. И скала принимает вид не красивой девушки-калмычки,а искаженного горем лица влебленной….
  • Горы Кокшетау потому и называются так «Голубые-небесные горы», что небо над ними синее-синее, а воздух в этих местах чист и прозрачен. В давние времена в этих горах обитал гордый белый верблюд — Бура. Он был высок, силен и красив. Шерсть на нем была густая, белая-белая. Этот огромный верблюд Бура всегда ходил один, ни с кем не общался, никому не подчинялся. Его родным домом была густая чаща кокшетауских лесов. Воду он пил только из одного озера, которое в народе за чистоту и прозрачность называли Кумисколь — Серебряное. Каждый день в полдень белый верблюд Бура приходил пить воду из серебряного озера, и приходил он сюда по одной и той же дороге. Этот верблюд был священный. Он заранее чувствовал приближение вражеских полчищ и своим громким криком предупреждал людей об опасности. Бура также чувствовал и приближающиеся к хану болезни, и в такие дни становился особенно беспокойным и шумным. Перед тревожными днями белый верблюд Бура, не переставая, громко ревел. Рев его слышали жители окрестных лесов и степей и спешно собирались в отряды, чтобы отразить набег врагов. Люди поклонялись белому верблюду, как божеству, считали его священным животным, которое им послал бог Неба Тенгри, чтобы оберегать их от напастей. Прошло много лет. И вот среди людей появился один кровожадный злодей. Он собрал шайку таких же подлых и злых людей, как он сам. Они грабили бедных и убивали беззащитных, безжалостно истребляли диких зверей, птиц и животных. А белый верблюд Бура стал своим ревом предупреждать животных и людей об их приближении. И не стало у разбойников удачи. Звери спасались от злых разбойников бегством. Но и злодеи прознали о том, что Бура предупреждает всех своим ревом, и стали охотиться уже за ним самим… Они решили его убить. И вот однажды Бура шел, рассекая густой лес своей мощной белой грудью, и наткнулся на охотников. Один из разбойников тут же выхватил большую стрелу и, натянув лук, прицелился прямо в грудь белому верблюду. Железная стрела пробила грудь священного животного и вышла через один из его горбов. Кровавая пена брызнула из пасти верблюда, и тут он громко взревел и бросился на обидчика, пытаясь растоптать его железными копытами. Спасаясь, разбойник ударил камчой коня и умчался. Белый верблюд, чуя приближение конца, повернул назад и пошел к своему родному озеру с серебристой водой. Перед самой смертью он повернул голову в сторону священной Каабы и закрыл глаза. Священное животное так и замерло, навсегда превратившись в большую белую гору с двумя горбами. Высота этой горы достигает 690 метров. Из заднего горба до сих пор торчит стрела, пронзившая насквозь животное. Местность, в которой обитал белый верблюд Бура, так и стали называть — Бурабай, а озеро с серебристой водой, где он утолял жажду, назвали Боровое.
  • У подножия горы Бурабай жил народ, молодежь которого была сплошь умельцами, мастерами, поэтами и певцами. Они собирались в восточной части Кумисколя — Серебряного озера — и на небольшой поляне устраивали свои игры и забавы. Они пели песни, исполняли на домбре и кобызе различные мелодии, веселились. Еще они умели красиво танцевать. О том, что молодежь этого края состоит сплошь из мастеров и умельцев, узнал хан. И захотелось ему посмотреть на их искусство. Но пойти с многочисленной свитой и охраной — значит всех вспугнуть. Поэтому хан решил появиться в этих лесах у серебристых озер незаметно, чтобы не привлекать внимание к себе и больше узнать о людях. И вот однажды молодежь собралась на небольшой поляне, распевая свои песни и затевая свои веселые игры. А хан оделся в одежду простолюдина и лишь с одним стражником отправился к ним. Он, как и многие, стоял в толпе и смотрел на происходящее. Его никто не узнал. Веселье было в самом разгаре. Вот дошла очередь до танцев. На середину поляны вышли юные девушки — одна другой краше. Каждая из них была красива, как сверкающая в полнолуние луна, и одежда на них была из белого шелка. Они стали танцевать, изгибаясь и кружась в танце, казалось, что у них совсем нет костей, такие они были гибкие и стройные. Белые платья на них развевались в стремительном танце. Они так очаровали всех, что у людей, наблюдавших за их искусством, захватило дух. И хан так увлекся этим великолепным зрелищем, что от восторга сам не заметил, как воскликнул: «Великолепно! Живите вы тысячу лет, дорогие мои!» И тут люди обратили внимание на говорившего и признали в нем хана. Все кинулись приветствовать его. Растерялись и танцующие девушки, от смущения они не знали, куда деваться, потому что находились еще во власти танца. Да и одежда на них была самая легкая, из прозрачного белого шелка. Они остановились в том положении, в каком их застал возглас хана, да так и застыли, не смея шелохнуться. И тут Великий Тенгри, решив навечно запечатлеть это мгновение, превратил танцующих девушек в белые березы, кружащиеся в вихре быстрого танца. Кому удается попасть в Боровое, обязательно посещают поляну с танцующими березами. Эти застывшие в различных танцевальных позах березы и в самом деле очень похожи на самозабвенно танцующих девушек в белых шелковых одеяниях.

Почетный академик АН СССР, крупнейший микробиолог Николай Гамалея во время пребывания в Боровом работал над темами, имеющими огромное значение для практической медицины: «Диалектика инфекций», «Лечение малярии», «Грипп». Три академика — Н.Д.Зелинский, С.Н.Берштейн, Л.И.Мандельштам стали тогда лауреатами Сталинской премии I- степени.

Крупнейший знаток славянских языков Б.М.Ляпунов закончил здесь большую книгу о древних связях западных и славянских языков.
Некоторые ученые, сразу после прибытия, подключились к исследованию зоны — жемчужины Казахстана. Н.Ф.Гамалея, изучив природные условия курорта, подготовил работу «Лечебные факторы Борового». Член-корреспондент Академии наук Л.С.Берг занимался возможностью акклиматизации сазана в водоемах района. Профессор Сукачев провел исследования местных лесов, а профессор Иванов водного режима сосны, березы и других пород, наиболее здесь распространенных.

Эвакуированный в район Борового из Севастополя центральный научно-исследовательский институт физических методов лечения имени И.М.Сеченова, проводил изучение климатических и бальнеологических факторов курорта и многое сделал для практической медицины.
Как это ни было трудно в условиях военного времени, ученые в Боровом могли следить за последними научными достижениями в стране и за рубежом. Для доставки в Боровое литературы, научной периодики был выделен специальный книжно-журнальный вагон, курсировавший между Москвой и Боровым. Не прекращался и обмен научными достижениями с зарубежными исследователями. Так, к Л.С.Бергу обращались ученые из Калифорнии, Нью-Йорка, Вашингтона с просьбой выслать книгу «Система рыб». Большой популярностью у английских ученых и практических медиков пользовалась книга Н.Ф.Гамалеи «Грипп», написанная им в Боровом. Ученые часто выступали с лекциями и докладами перед населением близлежащих поселков и сел. В ноябре 1942 года в Боровом была организована выставка произведений изобразительного искусства, созданных учеными. Свои картины, натюрморты, рисунки демонстрировали академик А.С.Орлов, а также члены семей ученых — Раиса Львовна Берг, Нина Евгеньевна Зелинская, Екатерина Сергеевна Зернова и другие. По инициативе ученых в Щучинске было организовано районное краеведческое общество. Будущий космонавт, дважды Герой Советского Союза А.С.Елисеев с теплотой вспоминает детские годы, проведенные в Боровом. Хорошо помнят семью Елисеевых и многие боровчане.

Среди эвакуированных не все вернулись обратно в свои родные места. На местном кладбище похоронены академики Ф.М.Щербатский, П.К.Коковцев, А.Е.Крымский, ИА.Ильинский, Б.М.Ляпунов, жены Вернадского, Ляпунова, Щербатского, Ильинского, Гамалеи, Маслова.
О военном периоде Борового сложил стихи Никонов Е.А., в то время он работал учителем математики в Детском санатории.

БОРОВОЕ В ГОДЫ ВОЙНЫ
Во всей стране известно Боровое Его озера, хвойный лес.

Но я сейчас сказать хочу другое, не только в этом слава наших мест.

О славе мы не зря затоварили Ведь в Боровом в лихие дни войны был целый штаб науки. Здесь творили крупнейшие ученые страны.Это были- академики: Зелинский, Вернадский, Гамалея, Мандельштам, Крылов, Фаворский, Берг, Зернов, Ильинский и многие другие.
Был тут сам-Глеб Максимильянович Кржижановский, Андреева, и всех,

Кто тут бывал , мой край обворожительный и броский  тепло встречал и всех очаровал.
Был в Боровом и госпиталь военный. О нем трудней писать и говорить…

Мы каждый год приходим неизменно туда, где павшим памятник стоит.
Покоятся под ним отцы и деды

Тех, кто живут и славу им поют

И каждый раз, в великий День Победы

Звучит над ними памятный салют.